Повышение квалификации

  • 36 ак.ч.
  • 36 баллов НМО
  • Очная

Наставничество: теория и практика сопровождения развития медицинских кадров

Система здравоохранения сталкивается с рядом вызовов, которые требуют обновления подходов к формированию и развитию профессиональных компетенций медицинских работников. Внедрение помощи наставников в медицинских учреждениях стало ответом.

Наставничеству отводится стратегическая роль в формировании устойчивой системы передачи профессионального опыта в учреждениях здравоохранения. Оно реализует главную цель — адаптацию молодых специалистов, а также минимизирует риски профессионального выгорания и улучшает взаимодействие внутри коллектива.

РМАНПО приглашает пройти курс повышения квалификации для врачей по программе «Наставничество: теория и практика сопровождения развития медицинских кадров».

К обучению приглашаются специалисты с высшим медицинским или фармацевтическим образованием по специальностям:

Организация здравоохранения и общественное здоровье, Стоматология, Акушерство и гинекология, Анестезиология-реаниматология, (31.05.02) Педиатрия, Токсикология, Трансфузиология, Клиническая лабораторная диагностика, Лабораторная генетика, Патологическая анатомия, Радиология, Рентгенология, Судебно-медицинская экспертиза, Ультразвуковая диагностика, Функциональная диагностика, Детская кардиология, Детская онкология, Детская урология-андрология, Детская хирургия, Детская эндокринология, Неонатология, Педиатрия, Психиатрия, Психиатрия-наркология, Психотерапия, Сексология, Судебно-психиатрическая экспертиза, Авиационная и космическая медицина, Аллергология и иммунология, Водолазная медицина, Гастроэнтерология, Гематология, Генетика, Гериатрия, Дерматовенерология, Диетология, Инфекционные болезни, Кардиология, Клиническая фармакология, Косметология, Лечебная физкультура и спортивная медицина, Мануальная терапия, Медико-социальная экспертиза, Неврология, Нефрология, Профпатология, Пульмонология, Ревматология, Рефлексотерапия, Скорая медицинская помощь, Терапия, Физиотерапия, Фтизиатрия, Остеопатия, Эндокринология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Колопроктология, Нейрохирургия, Онкология, Оториноларингология, Офтальмология, Пластическая хирургия, Радиотерапия, Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение, Сердечно-сосудистая хирургия, Сурдология-оториноларингология, Торакальная хирургия, Травматология и ортопедия, Хирургия, Урология, Челюстно-лицевая хирургия, Эндоскопия, Стоматология общей практики, Стоматология терапевтическая, Стоматология хирургическая, Стоматология ортопедическая, Стоматология детская, Ортодонтия, Физическая и реабилитационная медицина, Детская онкология-гематология, Гигиена питания, Гигиена детей и подростков, Гигиена труда, Гигиеническое воспитание, Коммунальная гигиена, Дезинфектология, Общая гигиена, Паразитология, Радиационная гигиена, Санитарно-гигиенические лабораторные исследования, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Эпидемиология, Вирусология, Бактериология, Медицинская микробиология

О программе

Программа повышения квалификации в РМАНПО направлена на передачу опыта подготовки наставников, отвечающих за развитие молодых кадров. Разработка курса повышения квалификации была проведена экспертами кафедры организации и управления медицинским образованием, что помогло охватить как клинические, так и гуманитарные аспекты процесса. Курс проходит в очном формате, благодаря чему слушатель может интенсивно осваивать материал и формировать практические навыки под руководством ведущих специалистов.

Курс повышения квалификации включает 36 академических часов и позволяет получить 36 баллов по системе НМО. По завершении курса выдается удостоверение установленного образца, которое признается при прохождении последующей аккредитации. Участники приобретают компетенции, необходимые для сопровождения молодых врачей — от правового регулирования деятельности до психолого-педагогических основ адаптации в медицинской организации.

В рамках подготовки предусмотрены различные форматы обучения, включая кейс-аналитику, командное обсуждение, симуляционные модули и ситуационные задачи, приближенные к действию. Участники вовлекаются в выполнение заданий, направленных на получение навыков, необходимых для управления персоналом и сопровождения молодых специалистов.

Цели и задачи программы ДПО РМАНПО

Целью курса является систематизация и стандартизация практики наставничества в соответствии с профессиональными образовательными потребностями медицинского профиля. Среди ключевых задач курса выделяются:

  • обеспечение методической подготовленности наставников;
  • разработка индивидуальных траекторий профессионального роста молодых специалистов;
  • формирование обратной связи между руководством и наставниками;
  • отработка механизмов оценки эффективности.

Курс выстроен в строгом соответствии с положениями действующего законодательства: федеральных законов № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также соответствующих подзаконных актов. Участие также регламентируется Министерством здравоохранения РФ и внутренними документами РМАНПО.

Особое внимание уделяется ознакомлению участников с законодательством Российской Федерации в части трудовых отношений, положениями Трудового кодекса, а также с ответственностью за реализацию индивидуальных программ развития сотрудников. Таким образом, наставничество рассматривается не только как процесс передачи знаний, но и как правоотношение, которое регулируется законодательством РФ.

Какие знания получит слушатель курса

Наставничеству в системе здравоохранения отводится функция профессионального сопровождения. Вот основные компетенции, которые формируются в рамках прохождения курса повышения квалификации при РМАНПО:

  • Коммуникативные навыки взаимодействия в клинической среде, включая умение вести диалог с пациентами, коллегами и администрацией учреждения здравоохранения.

  • Методы передачи клинического опыта, включая кейс-менеджмент и клинико-педагогические подходы.

  • Правовые аспекты: знание трудового договора, должностной инструкции, законодательных актов, а также приказов Минздрава и Минобрнауки России.

  • Управление трудовыми отношениями и выстраивание профессиональных стандартов поведения в коллективе.

  • Формирование адаптационных задач внутри организации, отвечающих задачам учреждения и требованиям развития кадрового потенциала.

Преимущества интеграции наставников в деятельность учреждения

В организациях, оказывающих медицинские услуги, внедрение наставников способствует системной кадровой трансформации. Наставничеству придается значение инструмента повышения качества медицинской помощи, уровня профессиональной коммуникации и оптимизации профессиональных стандартов. В этом контексте важно понимать разницу между формальной аттестацией сотрудников и живым процессом передачи знаний, который осуществляется через регулярно действующие образовательные курсы.

Переход к такой модели позволяет учреждению не только повысить результативность деятельности, но и внедрить культуру развития и поддержки. Такая интеграция полезна для крупных проектов, реализуемых в рамках национальных целей здравоохранения.

Важным аспектом является формирование преемственности в работе коллектива. Благодаря системному наставничеству обеспечивается замена кадров современными, обученными врачами, прошедшими как стандартную профессиональную подготовку, так и специальную адаптацию. Наставничеству здесь отводится функция связующего звена для организаций, позволяющего сохранить наработанные практики, оптимизировать взаимодействие между поколениями служащих.

Дополнительные компоненты, получаемые при обучении

Обучение включает модули, разработанные в соответствии с методическими рекомендациями Минздрава и Российской академии наук. Курс охватывает следующие темы:

  • Формирование кадровых целей.

  • Использование цифровых инструментов в сопровождении и мониторинге результатов обучения.

  • Сбор обратной связи между наставником и обучающимся.

  • Оценка эффективности взаимодействия на этапах проекта.

  • Планирование перспектив развития через усиление роли кадрового резерва.

Профессиональные преимущества для наставников

Еще одним преимуществом участия в программе наставничества является получение официального удостоверения, позволяющего претендовать на расширение функциональных обязанностей и переход на позиции, связанные с управлением внутри учреждения.

Для наставников открываются возможности участия в грантовых конкурсах, а также в национальных проектах, связанных с развитием профессионального медицинского образования. В условиях реформ здравоохранения участие в программе является подтверждением включенности кадров в непрерывное образование.

Специалисты, успешно завершившие обучение, могут заниматься экспертной деятельностью, участвовать в разработке внутренних стандартов учреждений здравоохранения и оценке качества медицинской помощи. Поэтому наш курс повышения квалификации будет полезен как врачам-наставникам, так и руководителям структурных подразделений медицинских учреждений.

Наставничество в реалиях 2026 года

С учётом планируемого завершения ряда федеральных проектов к концу года, роль наставников возрастает вдвойне. Уже сейчас заложены ресурсы на расширение объемов, ориентированных на трансформацию кадровой политики с акцентом на внутренние резервы. Наставничество становится инструментом не только индивидуального, но и организационного развития, формируя профессиональную среду открытого взаимодействия, в которой каждый врач чувствует себя частью единой команды.

К 2026 году в России сформируется сеть организаций, в которых наставничество станет не факультативным компонентом, а нормой. Врач, обученный в рамках данного курса, будет обладать компетенциями модели консультативного лидерства и способностью управлять действием в экстремальных и нестандартных ситуациях, что становится особенно значимым в условиях постоянных изменений и реформ.

Ежедневно работаю как с молодыми специалистами, так и с опытными врачами. Требования, предъявляемые к работникам здравоохранения, постоянно возрастают. Данный цикл позволил структурировать знания и освоить новые инструменты по организации и проведению программы «Наставничества».
Прежде всего, необходимо отметить работу методистов, формировавших данную программу. – Четко и структурированно изложенный материал, логически выверенная последовательность. Очень понятное изложение контента. – Спасибо !
Полезными оказались инструменты целеполагания, тайм-менеджмента. Интересно было ознакомиться с ролевым подходом в работе команды.
Прохождение данного курса позволило по-новому взглянуть на «Наставничество». Свежий взгляд позволит имплементировать новые инструменты работы в повседневную практику.
Данный курс рекомендую и молодым начинающим специалистам, и врачам – наставникам, и самое главное - администраторам здравоохранения, организующим подобные программы.

С уважением и надеждой на дальнейшее сотрудничество,
хирург-онколог, Пешков Максим.

Подробнее

Ваш документ об обучении

После успешного завершения программы вы получите официальное удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Гарантия легитимности: Все наши программы аккредитованы и соответствуют требованиям законодательства РФ.

Профессиональное признание: Документ подтверждает получение новых компетенций и повышение вашей квалификации.

Универсальное применение: Может быть использовано для аттестации, портфолио и карьерного роста.

Документ выдается в установленном порядке после полного прохождения курса и успешной аттестации.

Как получить оригиналы документов?

Оригиналы документов можно получить по адресу: Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1, каб. 101

График приема:

  • пн., вт., чт.: с 9:00 до 17:00, перерыв с 13:00 до 14:00;
  • ср.: с 14:00 до 17:00;
  • пт.: с 9:00 до 16:00, перерыв с 13:00 до 14:00;

При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

Отправка документа о квалификации Почтой России происходит только по заявлению с указанием точного адреса, после успешной проверки оплаты и наличия документов (договор, акт).

Также документ может забрать третье лицо по доверенности с указанием паспортных данных.

Как получить копию документа в электронной форме?
Для получения копии документа о квалификации, профессиональной переподготовке в электронной форме необходимо обратиться к куратору цикла.

Прошли обучение?

Поделитесь мнением о программе и нашей работе

Вас могут заинтересовать эти программы

Педагогика и психология высшей школы

Повышение квалификации

для специалистов с высшим немедицинским образованием

  • 72 ак.ч.
  • Предварительная заявка
  • Очно-заочная
  • Кафедра организации и управления медицинским образованием

Оставьте заявку, и мы сообщим вам о начале следующего набора первыми

Организация учебного процесса в системе непрерывного медицинского образования

Повышение квалификации

для специалистов с высшим немедицинским образованием

  • 72 ак.ч.
  • Предварительная заявка
  • Очная
  • Кафедра организации и управления медицинским образованием

Оставьте заявку, и мы сообщим вам о начале следующего набора первыми

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в педагогической практике медицинских образовательных организаций

Повышение квалификации

для специалистов с высшим немедицинским образованием

  • 36 ак.ч.
  • Предварительная заявка
  • Заочная
  • Кафедра организации и управления медицинским образованием

Оставьте заявку, и мы сообщим вам о начале следующего набора первыми

Возможности системы дистанционного обучения Moodle для реализации программ медицинского образования

Повышение квалификации

для специалистов с высшим немедицинским образованием

  • 36 ак.ч.
  • Предварительная заявка
  • Очно-заочная
  • Кафедра организации и управления медицинским образованием

Оставьте заявку, и мы сообщим вам о начале следующего набора первыми

Симуляционные тренинги в медицинском образовании

Повышение квалификации

для специалистов с высшим медицинским или фармацевтическим образованием

  • 18 ак.ч.
  • 18 баллов НМО
  • Предварительная заявка
  • Заочная
  • Кафедра организации и управления медицинским образованием

Оставьте заявку, и мы сообщим вам о начале следующего набора первыми

Педагогика высшей школы: современные аспекты медицинского образования

Повышение квалификации

для специалистов с высшим немедицинским образованием

  • 36 ак.ч.
  • Предварительная заявка
  • Очная
  • Кафедра организации и управления медицинским образованием

Оставьте заявку, и мы сообщим вам о начале следующего набора первыми

Коммуникативные навыки профессионального общения врача

Повышение квалификации

для специалистов с высшим медицинским или фармацевтическим образованием

  • 36 ак.ч.
  • 36 баллов НМО
  • Предварительная заявка
  • Очная
  • Кафедра организации и управления медицинским образованием

Оставьте заявку, и мы сообщим вам о начале следующего набора первыми

Основы социальной адаптации и современные технологии интеллектуального труда в медицинском инклюзивном образовании

Повышение квалификации

для специалистов с высшим медицинским или фармацевтическим образованием

  • 36 ак.ч.
  • 36 баллов НМО
  • Предварительная заявка
  • Очно-заочная
  • Кафедра организации и управления медицинским образованием

Оставьте заявку, и мы сообщим вам о начале следующего набора первыми

Проектирование и размещение дополнительной профессиональной программы (ДПП) на Портале НМФО

Повышение квалификации

для специалистов с высшим немедицинским образованием

  • 18 ак.ч.
  • Предварительная заявка
  • Заочная
  • Кафедра организации и управления медицинским образованием

Оставьте заявку, и мы сообщим вам о начале следующего набора первыми

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в педагогической практике медицинских образовательных организаций

Повышение квалификации

для специалистов с высшим немедицинским образованием

  • 36 ак.ч.
  • Предварительная заявка
  • Очная
  • Кафедра организации и управления медицинским образованием

Оставьте заявку, и мы сообщим вам о начале следующего набора первыми

/

Развивайте команду: комплексное корпоративное обучение от РМАНПО – более 1400 программ с аккредитацией НМО очно, заочно и онлайн

ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России предлагает корпоративное обучение для вашего коллектива, разработанное с учетом актуальных потребностей профессионального развития. Наши образовательные программы охватывают как hard skills, так и soft skills, позволяя сотрудникам повысить квалификацию и приобрести ключевые навыки для эффективной работы.