31 января 2025 19

Авторский курс академика Д.А. Сычева: узнайте всё о полипрагмазии в медицинской организации

a3gn4l1hi2ijy0f0qe58egcubt05bqw1.jpg
Авторский курс академика Д.А. Сычева: узнайте всё о полипрагмазии в медицинской организации

Полипрагмазия как явление, характеризующееся необоснованным назначением большого количества лекарственных препаратов, часто встречается в реальной клинической практике, особенно у полиморбидных больных пожилого и старческого возраста и имеет клинические и экономические негативные последствия как для отдельных пациентов, так и для системы здравоохранения в целом. Установлено, что при использовании 4 и менее лекарственных препаратов частота нежелательных реакций не превышает 5%, а при применении 5 и более препаратов она резко увеличивается — до 25%. Поэтому в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 N 4н (ред. от 08.10.2020), при одновременном назначении в стационаре 5 и более лекарственных препаратов одному пациенту необходимо согласование, а в амбулаторных условиях — решение врачебной комиссии.



Кафедра клинической фармакологии и терапии имени академика Б.Е. Вотчала приглашает специалистов пройти обучение на курсе повышения квалификации «Полипрагмазия в медицинской организации: проблема и решения. Авторский курс академика Д.А. Сычева».


Обучение направлено на формирование у врачей различных специальностей компетенций по использованию современных инструментов борьбы с полипрагмазией, позволяющих снизить риски медикаментозных осложнений и повысить экономическую эффективность.

Основные темы курса
  • Алгоритмы выявления полипрагмазии («Шкала антихолинергического бремени», «Паллиативный подход к решению проблемы полипрагмазии у пожилых», «Светофорная шкала», аудит лекарственных назначений с помощью «Индекса рациональности применения лекарств (MAI)») и оценки межлекарственных взаимодействий (с помощью интернет-чекеров, компьютеризированных систем поддержки принятия решений).

  • Инструменты борьбы с полипрагмазией: шкалы оценки риска развития нежелательных реакций, выявление «фармакологических каскадов», методология потенциально не рекомендованных препаратов у пациентов пожилого и старческого возраста (критерии Бирса, STOPP-START критерии, критерии FORTA).

  • Алгоритмы деинтенсификации фармакотерапии (депрескрайбинга), доказательная база их эффективности и вопросы обучения пациентов и их родственников.

  • Педиатрические аспекты полипрагмазии.


В процессе обучения специалисты получат знания методов оценки полипрагмазии и других проблем, связанных с нерациональным применением лекарственных средств в медицинской организации.

Разовьют умения:
  • рационального выбора и применения наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств у детей и пожилых;

  • рационального комбинирования лекарственных средств;

  • практического использования в медицинской организации ограничительных перечней борьбы с полипрагмазией (потенциально не рекомендованные препараты: критерии Бирса, STOPP-START критерии, критерии FORTA), индекса рациональности лекарственных средств, шкал антихолинэргической нагрузки у пациентов пожилого возраста для борьбы с полипрагмазией.

Приобретут навыки:
  • проведения сокращения количества нерационально назначаемых лекарственных препаратов и их комбинаций и оптимизацию расходов на лечение в условиях полипрагмазии;

  • формирования сигнальной информации в медицинской документации и медицинской информационной системе о неэффективности лекарственного средства и/или развитии нежелательной реакции у пациентов с полипрагмазией.


Преимущества обучения
  • Курс по данной тематике впервые в России разработан и запущен на кафедре клинической фармакологии и терапии им. академика Б.Е. Вотчала РМАНПО в 2015 году по инициативе и под руководством известного клинического фармаколога, ректора РМАНПО, заведующего кафедрой клинической фармакологии и терапии имени академика Б.Е. Вотчала, профессора, академика РАН Д.А. Сычева.


  • Издано и доступно для слушателей цикла учебное пособие Сычева Д.А. «Полипрагмазия в клинической практике: проблема и решения».


  • Инструменты и подходы к борьбе с полипрагмазией разбираются на основе опыта их применения на клинических базах кафедры (ГБУЗ «ГКБ им. С.С. Юдина ДЗМ», ГБУЗ Морозовской детской городской клинической больницы ДЗМ, ФГБУ «НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова» Минздрава России).

Профессорско-преподавательский состав

Программу реализуют профессора и доценты кафедры, имеющие большой практический опыт.


  • Сычев Дмитрий Алексеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой

  • Клейменова Елена Борисовна, д.м.н., доцент, профессор кафедры

  • Синицина Ирина Ивановна, д.м.н., доцент, профессор кафедры

  • Власова Анна Викторовна, к.м.н., доцент кафедры

  • Голшмид Мария Владимировна, к.м.н., доцент кафедры

  • Захарова Галина Юрьевна, к.м.н., доцент кафедры

  • Матвеев Александр Васильевич, к.м.н., доцент кафедры

  • Отделёнов Виталий Александрович, к.м.н., доцент кафедры

  • Сычев Игорь Николаевич, к.м.н., доцент кафедры

  • Ильина Екатерина Сергеевна, преподаватель кафедры


К обучению приглашаются:

По основной специальности: «Клиническая фармакология».

По смежным специальностям: «Терапия», «Педиатрия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Гериатрия», «Пульмонология», «Гастроэнтерология», «Гематология», «Дерматовенерология», «Кардиология», «Неврология», «Психиатрия-наркология», «Психиатрия», «Нефрология», «Профпатология», «Онкология», «Ревматология», «Токсикология», «Фтизиатрия», «Эндокринология», «Аллергология и иммунология», «Акушерство и гинекология», «Анестезиология-реаниматология», «Нейрохирургия», «Оториноларингология», «Стоматология общей практики», «Офтальмология», «Торакальная хирургия», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Хирургия», «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Лечебное дело».


Сроки проведения: 12 - 18 марта 2025 года 


Формат проведения: очный с ДОТ


Продолжительность обучения: 36 академических часов


Начисляется баллов: 36 баллов НМО


Стоимость обучения: 15 500 рублей


По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации.


Узнать подробнее и зарегистрироваться для участия