Московская школа педиатров: актуальные клинические рекомендации и культурная программа
19 февраля на клинической базе кафедры педиатрии имени академика Г.Н. Сперанского состоялась Московская школа педиатров «Клинические рекомендации для врача-практика». Мероприятие объединило экспертов в области педиатрии, которые представили актуальные доклады и обсудили ключевые аспекты детского здоровья.
Спикеры:
Захарова Ирина Николаевна, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии им. Г.Н. Сперанского РМАНПО, президент Евразийской ассоциации педиатров и неонатологов, сопрезидент Общероссийской информационно-образовательной инициативы «Педиатрия и неонатология: развитие клинических практик», лауреат Национальной премии «Репродуктивное завтра России» 2023 года (Москва);
Бережная Ирина Владимировна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии им. Г.Н. Сперанского РМАНПО;
Кузнецова Ирина Сергеевна, ассистент кафедры педиатрии им. Г.Н. Сперанского РМАНПО;
Пупыкина Виктория Викторовна, ассистент кафедры педиатрии им. Г.Н. Сперанского РМАНПО;
Холодова Ирина Николаевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии им. Г.Н. Сперанского РМАНПО.
Представленные доклады
«Критерии здоровья ребёнка с точки зрения родителей и врача»
заслуженный врач РФ, профессор Захарова Ирина Николаевна, доцент Бережная Ирина Владимировна.
В докладе были рассмотрены признаки, которые могут указывать на то, что ребенок нездоров, и когда родителям стоит обратиться к врачу. Такие симптомы, как вялость или, наоборот, чрезмерная возбудимость, плач, желание лежать, повышенная температура, кашель, проблемы с пищеварением и плохой аппетит могут быть тревожными сигналами.
Врач, осматривая ребенка, обращает внимание на объективные признаки: состояние кожи, дыхание, сердцебиение, а также проводит пальпацию органов брюшной полости. Если необходимо, назначаются дополнительные обследования.
Важно понимать, что пока точный диагноз не установлен, нельзя начинать специфическое лечение, но и оставлять ребенка без помощи тоже нельзя. В рамках лекции была представлена биорегуляционная концепция. Её суть в том, чтобы стимулировать собственные защитные силы организма. Этот подход безопасен и хорошо сочетается с другими лекарственными средствами.
«Сон младенца. «Руки матери сделаны из нежности, и дети в них крепко спят» (В. Гюго)
заслуженный врач РФ, профессор Захарова Ирина Николаевна, Кузнецова Ирина Сергеевна.
Сон и бодрствование детей в первый год жизни — это очень важная часть заботы родителей. Здоровый сон также необходим, как еда и вода. Каждый младенец уникален, и его режим сна зависит от разных факторов, таких как график кормления, здоровье и особенности нервной системы.
Чтобы помочь малышу развиваться гармонично, важно создать комфортные условия для сна, соблюдать режим и правила гигиены. Это поможет ребенку справляться с возможными страхами и беспокойством.
Как сказал философ и поэт Д. Мридха: «Счастье — это когда ты поешь колыбельную и смотришь, как твой ребенок засыпает». Колыбельные песни есть у всех народов, и они играют важную роль в развитии нервной системы малыша. Эти мелодии могут быть как длинными, так и короткими, и часто рассказывают о мире вокруг.
Общая черта колыбельных по всему миру — это плавная музыка и четкий ритм. Монотонные и протяжные мелодии, которые повторяются, помогают детям быстрее засыпать. Когда ребенок находится в полудреме и расслаблен, колыбельные оказывают успокаивающее воздействие. Пение колыбельной создает атмосферу уюта и спокойствия, снимает напряжение как у ребенка, так и у мамы, укрепляет их эмоциональную связь и способствует здоровому сну.
На лекции звучали старинные колыбельные, которые пели русские мамы своим детям, а также современные. В конце все участники вместе исполнили колыбельную «Спят усталые игрушки».
«Соска — палочка-выручалочка или вредная привычка?»
заслуженный врач РФ, профессор Захарова Ирина Николаевна, Пупыкина Виктория Викторовна.
На лекции обсудили плюсы и минусы использования сосок-пустышек для детей. Основные вопросы, которые затронули: действительно ли они нужны и до какого возраста их можно давать ребенку? Мнения родителей на этот счет сильно расходятся: одни полностью отказываются от пустышек, другие, наоборот, считают их использование нормальным.
Информация в литературе также противоречива. С одной стороны, пустышки могут быть полезны: они удовлетворяют сосательный рефлекс, успокаивают ребенка и даже снижают риск синдрома внезапной детской смерти. С другой стороны, есть и серьезные минусы: пустышки могут привести к неправильному формированию прикуса, вызвать психологическую зависимость и даже замедлить когнитивное развитие, если ребенок долго их использует.
Особенно важно отметить, что пустышки могут нарушить ритм кормления, что иногда приводит к отказу от грудного вскармливания. Таким образом, решение о том, использовать ли пустышку, должно быть взвешенным и учитывать индивидуальные потребности ребенка.
«Эпидсезон в разгаре. Биорегуляционный подход к лечению ОРВИ: эффективность плюс безопасность»
профессор Холодова Ирина Николаевна.
Самая частая причина, по которой родители обращаются к педиатру с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, — это жалобы на боль, повышение температуры и симптомы интоксикации при ОРВИ. В более чем половине случаев причиной заболевания становятся риновирусы, а бактериальные инфекции встречаются реже.
Поскольку специфического лечения ОРВИ не существует, а устойчивость к лекарствам растет, важно искать альтернативные препараты с доказанной эффективностью. Биорегуляционная медицина предлагает решения, которые помогают организму восстановить саморегуляцию и способность к самовыздоровлению. Такие препараты улучшают детоксикацию и оптимизируют воспалительные реакции.
В докладе были рассмотрены современные программы лечения ОРВИ, которые демонстрируют высокую эффективность средств природного происхождения. Эти подходы помогают справляться с заболеванием, минимизируя риски и поддерживая естественные защитные механизмы организма.
Музыкальная гостиная
Музыкальная гостиная мемориального кабинета Г.Н. Сперанского открывает новые имена в искусстве. В рамках культурной программы «Московской школы педиатров» выступили начинающие артисты — воспитанники Школы искусств имени М.А. Балакирева. Частый гость музыкальной гостиной - талантливая вокалистка Алла Лазаревич (Михайлова) - представила своих учеников — арт-группу «Фантазёры». Эти ребята уже стали настоящими «звёздочками»!