Войти в ЛК
Войти в ЛК
16 сентября 2025 45

17 сентября – Всемирный день безопасности пациентов

a1qnhyp7db5msg7pzw12rg45h2jh2axd.jpg
17 сентября – Всемирный день безопасности пациентов

В рамках 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, проводимой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), 17 сентября был объявлен Всемирным днем безопасности пациентов.

Цель Всемирного дня безопасности пациентов – повышение глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение общей солидарности действий как профессионального сообщества (студентов медицинских вузов, среднего медицинского персонала и врачей), так и самих пациентов, их родственников, различных организаций, представляющих интересы пациентов.

В 2025 году Всемирный день безопасности пациентов решено посвятить вопросу обеспечения безопасной медицинской помощи для каждого новорожденного и каждого ребенка с особым акцентом на детей в возрасте до девяти лет.

Выбранный в этом году девиз – «Безопасность пациентов – с самого начала!» – призван подчеркнуть настоятельную необходимость своевременных и систематических действий для предупреждения вреда в детстве и формирования основы для хорошего здоровья на протяжении всей жизни.

Все участники системы здравоохранения стремятся к оказанию качественной и безопасной медицинской помощи и, тем не менее, по данным Всемирной организации здравоохранения:

  • примерно каждому десятому пациенту в процессе оказания медицинской помощи причиняется вред, а небезопасное оказание медицинской помощи ежегодно становится причиной более 3 млн случаев смерти;

  • в 50% случаев причинения вреда (один случай на 20 пациентов), в половине таких случаев ущерб здоровью вызван неправильной диагностикой и, как следствие, назначением лекарственных препаратов;

  • во всем мире при оказании первичной и амбулаторной медицинской помощи вред причиняется 4 из 10 пациентов, при этом до 80% таких случаев можно предотвратить;

  • выделение ресурсов для принятия мер, помогающих сократить масштабы причинения вреда пациентам, способствует значительной экономии средств и, что еще важнее, улучшению исходов болезней;

  • нанесение вреда пациентам может ограничивать мировой экономический рост;

  • несоблюдение правил безопасности при оказании хирургической помощи является причиной осложнений почти у 25% пациентов;

  • в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 15% всех расходов и рабочей нагрузки в больницах являются прямым следствием нежелательных событий.

О проблемах в сфере обеспечения качественной и безопасной медицинской помощи свидетельствуют обращения граждан, поступившие в адрес Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, темой большинства из которых являются вопросы качества и безопасности медицинской деятельности.

В целях снижения административных барьеров для пациентов и медицинских организаций ведется обеспечение максимальной открытости результатов деятельности: результаты контрольных мероприятий размещаются на официальном сайте Росздравнадзора в сети Интернет и Едином реестре контрольных и надзорных мероприятий. В открытом доступе также размещаются ответы на часто задаваемые вопросы, ежегодно размещаются в профилактических целях результаты анализа правоприменительной практики Росздравнадзора.

В работе по недопущению снижения ожидаемой продолжительности жизни граждан основные усилия Росздравнадзора были сосредоточены на контроле за сохранением ресурсов здравоохранения для оказания амбулаторной помощи на дому пациентам с хроническими заболеваниями, пожилым и маломобильным гражданам, организацией доставки им необходимых лекарственных препаратов медицинскими и социальными работниками, а также волонтерами. Это позволило минимизировать необходимость посещения данными категориями пациентов медицинских и аптечных организаций в период пандемии и, как следствие, профилактировать их инфицирование возбудителем новой коронавирусной инфекции.

Обеспечение максимального уровня безопасности здравоохранения – актуальная задача национального масштаба, для решения которой требуется объединение усилий всех заинтересованных сторон, включая государственные, ведомственные, общественные (в том числе пациентские) организации.