Институт методологии профессионального развития РМАНПО представляет новую художественную экспозицию
Слово сюрреализм (франц. «сверхреальность») уже давно превратилось в общеупотребительное понятие, которым обозначают всё странно сочетаемое, удивительное, оторванное от реальности, фантастическое. В картинах Михаила Горшунова оживает мир бесконечный, возникший из желания пофантазировать, уйти от реальности, однако формы, в которых этот мир воплощается, остаются понятными и узнаваемыми. Художник приглашает зрителя к со-творчеству, дает возможность додумывать смыслы, зашифрованные в совмещении, казалось бы, несовместимых вещей. Что общего между хамелеоном и аркой, автомобилем и яблоком, попугаем и клоуном, между Вавилонской башней, черепом, ракушкой? Как взаимодействуют они внутри единого художественного пространства, насыщенного историческими реминисценциями? Какие ассоциации вызывают? Кто-то, возможно, вспомнит «протосюрреалиста» де Кирико с его символической «метафизичностью», застывшим и пугающим пространством, античными статуями и манекенами, а кто-то – творчество Марка Шагала, в живописи которого люди и вещи теряют чувство земного притяжения, парят в воздухе, да, скорее, и не в воздухе, а в некоем волшебном эфире, сами поэтически преображаясь.
Полотна Михаила Горшунова – это своеобразная поэма снов, переведенная на язык искусства, где главы даются «без концов», переходят друг в друга: в них переплетаются символы, предметы, события – то исчезают, то возникают снова, будто в полусне, оставляя зрителю чувство приобщеннности к высшей Тайне. И можно рассматривать эти картины бесконечно, каждый раз открывая для себя все новые и новые смыслы, свои смыслы.
Зав. музеем ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России
Искусствовед Наталья Хмелева