11 февраля 2022 10

Первая инновационная программа повышения квалификации «Научное руководство и консультирование медицинской диссертационной работы»

Подготовка кадров высшей квалификации является важнейшим компонентом формирования кадрового потенциала медицинской науки и образования. Действующая уровневая модель высшего профессионального образования рассматривает аспирантуру как полноценную третью ступень подготовки, содержание которой и приобретаемые профессиональные компетенции призваны обеспечить способность к созданию новых научных знаний и их творческому применению.


Современное развитие медицинской отрасли, которое характеризуется широтой, скоростью появления и высоким уровнем научно-технологических инноваций, предъявляет новые требования к программам подготовки специалистов высшей квалификации. Одним из основных звеньев в этой подготовке является научный руководитель молодого ученого – человек, который оказывает огромное влияние на развитие индивидуальности аспиранта, способствует формированию личности, умеющей активно и самостоятельно анализировать, оценивать, делать выводы, принимать адекватные, объективные решения, развиваться в личностном и профессиональном плане.


В Академии с 2017 г. функционирует Центр подготовки педагогов непрерывного профессионального образования (Центр ПП НПО), целью которого является организация системной подготовки и повышения квалификации преподавателей, реализующих программы непрерывного профессионального медицинского образования, в области медицинской педагогики, андрагогики, информационных образовательных технологий и современных достижений медицинской науки и практики, международного опыта в области организации и осуществления медицинской деятельности.


Понимая важность задач, стоящих перед научным руководителем, сотрудники Центра разработали уникальный современный образовательный продукт - дополнительную профессиональную программу повышения квалификации педагогов и научно-педагогических работников медицинских образовательных и научных учреждений «Научное руководство и консультирование медицинской диссертационной работы», которую 8 февраля, в День российской науки, представила вниманию научной общественности Руководитель Центра ПП НПО, заведующая кафедрой медицинской педагогики, философии и иностранных языков ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России д.пед.н., доцент Надежда Владимировна Шестак.



Необходимость разработки такой программы повышения квалификации со временем стала очевидной. Прекрасно разбираясь в своей сфере деятельности, зачастую научные руководители не обладают достаточными знаниями в области законодательства и других нормативных документов, которые касаются аспирантуры, получения грантов для научных исследований, не всегда владеют методологией работы и коммуникативными приемами для работы с современной молодежью.


В результате обучения на цикле формируются компетенции, необходимые каждому научному руководителю и консультанту - способность и готовность осуществлять научное руководство и консультирование, создавать условия для учебной и научно-исследовательской деятельности аспиранта, направленные на формирование молодого ученого.


Программа составлена таким образом, что может быть использована при обучении как очно, так и с применением дистанционных образовательных технологий, и включает шесть учебных модулей:

  • основы законодательства РФ, касающиеся подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, включая инновационный раздел, посвященный современной грантовой деятельности для выполнения диссертаций, публикаций в зарубежных рейтинговых журналах, патентной работы;

  • методологию научного исследования, особенности научно-квалификационного исследования в медицине;

  • оформление результатов научно-квалификационного исследования;

  • организационно-методические основы организации и контроля результатов образовательного процесса подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;

  • психолого-педагогические проблемы обучения в аспирантуре и пути их решения;

  • организационные аспекты подготовки и защиты диссертаций в медицине.

Уникальность программы заключается в том, что в ней сконцентрирована и структурирована вся необходимая информация для руководства диссертационными работами. В сущности, это «энциклопедия» сведений, методик, приемов, правил и способов решения задач, стоящих перед руководителем и аспирантом в процессе обучения в аспирантуре и подготовки квалификационного научного исследования.


Программа разработана по инициативе и при непосредственном участии ректора Академии, члена-корреспондента РАН, профессора РАН, д.м.н., профессора Дмитрия Алексеевича Сычева. В состав рабочей группы также вошли заведующая кафедрой медицинской педагогики, философии и иностранных языков д.пед.н., доцент Н.В. Шестак, советник ректора к.м.н., доцент Л.М. Савченко, начальник Управления высшего образования д.пед.н., профессор О.В. Осетрова, доцент кафедры медицинской педагогики, философии и иностранных языков, к.соц.н. И.А. Крутий, директор Института методологии профессионального развития д.м.н., профессор А.А. Стремоухов.


В разработке программы принимали участие молодые ученые РМАНПО - доцент кафедры психиатрии, психиатрии-наркологии, психотерапии Пензенского института усовершенствования врачей - филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, к.м.н Д.В. Иващенко и доцент кафедры клинической фармакологии и терапии им. Б.Е. Вотчала, к.м.н. К.Б. Мирзаев, защитившие диссертационные работы в условиях современных требований, предъявляемых к квалификационным исследованиям на соискание степени кандидата медицинских наук, и уже выступавшие в качестве научных руководителей аспирантов.


Первый цикл «Научное руководство и консультирование медицинской диссертационной работы» 

состоится 24.02.2022 - 02.03.2022 

Кафедра медицинской педагогики, философии и иностранных языков.

Продолжительность цикла – 36 часов, начисляется 20 баллов НМО.

Стоимость обучения - 9 500 рублей.